Глаголев
В.С. (Москва)
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОСНОВАНИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мониторинг внешнеполитических процессов складывается
из многоплановых и частично пересекающихся потоков информации, включающей
фиксацию событий, отношения к ним официальных лиц, оппозиционных партий и
движений,”декларации о намерениях” (действительные и имитационные) и т.д.
Дозированная и полная дезинформация давно стала тем фоном, на котором
развертываются внешнеполитические
драмы, затрагивающие, даже после отказа от “холодной войны” судьбы десятков миллионов людей. Нельзя
исключать личные качества и интересы организаторов и участников информационного
обеспечения (сенсации, ориентация на базовые установки реципиентов-высших руководителей, нежелание
стать "опальным гонцом", партийно-групповая ангажированность и т.д.
Наконец, "добросовестнее заблуждение" честного фиксатора
конкретного события часто подпадает под известную
ситуацию судоговорения: "Врет как свидетель".
Аналитико-интерпретационная деятельность является той системой фильтров, которые
призваны концептуально систематизировать разноголосицу и взаимоисключение значимых сигналов. Однако в рутинных ситуациях
этот процесс подчинен достаточно общим
установкам и требованиям, часто устраняющим многие существенно новые элементы
первоначальных
информационных потоков. Как следствие, осознание действительного значения этих элементов происходит в автоаналогетической
(а
поэтому полемической) мемуаристике и в
изысканиях историков, допущенных к дипломатическим архивам.
Структурные
реорганизации информационного обеспечения внешней
политики рискуют оказаться неэффективными, если не следуют двум условиям:
1) постоянному
функционированию в ее недрах "взаимодополнительных" групп
квалифицированных экспертов, самостоятельно работающих над осмысливанием
оперативной информации параллельно с должностными лицами и
имеющих свой канал "наверху";
2)
готовности лиц, принимающих внешнеполитические
решения, руководствоваться
долгосрочными и достижимыми целями.
Невнимание к оценкам
независимой экспертизы и систематическая
зависимость принимаемых решений от сиюминутных соображений (тем более личного
и партийно-группового характера) способствуют лишь
правдоподобному объяснению внешнеполитической
стратегии. Следствие этой практики -
неудовлетворительное обеспечение фундаментальных интерес России.